Linux

История Linux начинается в 1991 году, когда студент Линус Торвальдс из Финляндии начал работать над проектом новой операционной системы для персональных компьютеров.
Торвальдс был разочарован имеющимися на тот момент операционными системами, такими как MS-DOS и Minix, и решил создать свою собственную систему, основанную на функциональных возможностях UNIX.
В августе 1991 года Торвальдс опубликовал свою систему в Интернете и назвал ее “Linux”, вдохновившись своим именем и имени своего сервера, Linus’s Minix.
Linux был разработан как открытое программное обеспечение, что означает, что его исходный код доступен всем и может быть изменен и распространен свободно. Это привлекло внимание множества разработчиков, которые начали вносить свой вклад, улучшая и расширяя функциональность системы.
Со временем Linux получил широкое признание благодаря своей стабильности, безопасности, гибкости и мощности. Он стал одной из самых популярных операционных систем в области серверного компьютера и мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты.
Различные дистрибутивы Linux были созданы, чтобы обеспечить удобный и пользовательский интерфейс для широкого круга пользователей. GNU/Linux-системы распространяются в основном бесплатно в виде различных дистрибутивов — в форме, готовой для установки и удобной для сопровождения и обновлений, — и имеющих свой набор системных и прикладных компонентов, как свободных, так и проприетарных. Некоторые из наиболее популярных дистрибутивов включают в себя Ubuntu, Fedora, Debian и Linux Mint.
Сегодня Linux используется во многих сферах, включая веб-серверы, суперкомпьютеры, мобильные устройства, смарт-телевизоры и автомобили. Он является платформой для различных программ и приложений, а также базой для разработки новых технологий. Различные дистрибутивы Linux обладают различной степенью совместимости со стандартом POSIX.
Вклад Линуса Торвальдса в развитие Linux невозможно переоценить. Его работа и открытый подход стали фундаментом свободного программного обеспечения и вдохновили многих разработчиков по всему миру.

Семейство систем, включающих в качестве компонентов основные программы проекта GNU, такие как bash, gcc, glibc, coreutils и ряд других, иногда идентифицируется как GNU/Linux. Так как традиционно большинство систем было именно таким, под «Linux» обычно подразумеваются именно они; притом существует спор об именовании GNU/Linux. Существует проект стандартизации внутренней структуры Linux-систем — Linux Standard Base, часть документов которого зарегистрирована в качестве стандартов ISO; но далеко не все системы сертифицируются по нему, и в целом для Linux-систем не существует какой-либо общепризнанной стандартной комплектации или формальных условий включения в семейство. Однако есть ряд систем на базе ядра Linux, но не имеющих в основе зависимости от программ GNU, которые поэтому “GNU/Linux” не называют, в частности, таковы мобильные системы Android и FirefoxOS.

Linux-системы реализуются на модульных принципах, стандартах и соглашениях, заложенных в Unix в течение 1970-х и 1980-х годов. Такая система использует монолитное ядро, которое управляет процессами, сетевыми функциями, периферией и доступом к файловой системе. Драйверы устройств либо интегрированы непосредственно в ядро, либо добавлены в виде модулей, загружаемых во время работы системы.

Отдельные программы, взаимодействуя с ядром, обеспечивают функции системы более высокого уровня. Например, пользовательские компоненты GNU являются важной частью большинства Линукс-систем, включающей в себя наиболее распространённые реализации библиотеки языка Си, популярных оболочек операционной системы, и многих других общих инструментов Unix, которые выполняют многие основные задачи операционной системы.

Графический интерфейс пользователя (или GUI) в большинстве систем Linux построен на основе X.11 Window System, реже на основе более современного Wayland.

В Linux-системах пользователи работают через интерфейс командной строки (CLI), графический интерфейс пользователя (GUI), или, в случае встраиваемых систем, через элементы управления соответствующих аппаратных средств. Настольные системы, как правило, имеют графический пользовательский интерфейс, в котором командная строка доступна через окно эмулятора терминала или в отдельной виртуальной консоли. Большинство низкоуровневых компонентов Линукс, включая пользовательские компоненты GNU, использует исключительно командную строку. Командная строка особенно хорошо подходит для автоматизации повторяющихся или отложенных задач, а также предоставляет очень простой механизм межпроцессного взаимодействия. Программа графического эмулятора терминала часто используется для доступа к командной строке с рабочего стола Linux.

Дистрибутивы, специально разработанные для серверов, могут использовать командную строку в качестве единственного интерфейса. На настольных системах наибольшей популярностью пользуются пользовательские интерфейсы, основанные на таких средах рабочего стола как GNOME, KDE Plasma Desktop и Xfce, хотя также существует целый ряд других пользовательских интерфейсов. Самые популярные пользовательские интерфейсы основаны на X Window System, которая предоставляет прозрачность сети и позволяет графическим приложениям, работающим на одном компьютере, отображаться на другом компьютере, на котором пользователь может взаимодействовать с ними.

FVWM, Enlightenment и Window Maker — простые менеджеры окон X Window System, которые предоставляют окружение рабочего стола с минимальной функциональностью. Оконный менеджер предоставляет средства для управления размещением и внешним видом отдельных окон приложений, а также взаимодействует с X Window System. Окружение рабочего стола включает в себя оконные менеджеры как часть стандартной установки: Mutter для GNOME c 2011 года, KWin для KDE c 2000 года, Xfwm для Xfce с 1998 года, хотя пользователь при желании может выбрать другой менеджер окон.

Наиболее известные дистрибутивы:

1. Ubuntu
2. Fedora
3. Debian
4. CentOS
5. Arch Linux
6. openSUSE
7. Mint
8. Red Hat Enterprise Linux
9. Kali Linux
10. Elementary OS
11. Elastix linux

Обсуждение закрыто.