Ruby (англ. ruby — рубин, произносится [‘ru:bɪ] — ру́би) — динамический, рефлективный, интерпретируемый высокоуровневый язык программирования. Язык обладает независимой от операционной системы реализацией многопоточности, сильной динамической типизацией, сборщиком мусора и многими другими возможностями. По особенностям синтаксиса он близок к языкам Perl и Eiffel, по объектно-ориентированному подходу — к Smalltalk. Также некоторые черты языка взяты из Python, Lisp, Dylan и Клу.
Язык Ruby применяется для разработки программного обеспечения, автоматизации задач, веб-разработки, анализа данных, создания игр и многих других задач.
Вот несколько основных областей, в которых применяется язык Ruby:
1. Веб-разработка: Ruby предоставляет фреймворк Ruby on Rails, который позволяет разрабатывать мощные и гибкие веб-приложения. Ruby on Rails обеспечивает простоту разработки, эффективный код, а также инструменты для работы с базами данных, маршрутизацией, шаблонами и многими другими аспектами веб-разработки.
2. Сценарные языки: Ruby может использоваться для написания сценариев и автоматизации рутинных задач. Благодаря простоте и читабельности синтаксиса Ruby, он становится удобным выбором для написания скриптов.
3. Анализ данных: С помощью Ruby можно собирать, обрабатывать и анализировать данные из разных источников. Ruby имеет различные библиотеки для работы с данными, такие как Nokogiri для парсинга HTML, csv для работы с таблицами данных, и многие другие.
4. Создание игр: Ruby может использоваться для создания игр с использованием фреймворков, таких как Gosu или Rubygame. Ruby предлагает простой и интуитивно понятный синтаксис, что делает его хорошим выбором для начинающих разработчиков игр.
Это лишь некоторые области, в которых можно применять язык Ruby. Он также может использоваться для разработки мобильных приложений, встроенных систем, научных вычислений и многого другого.
Возможности Ruby
- Имеет лаконичный и простой синтаксис, частично разработанный под влиянием Ада, Eiffel и Python.
- Позволяет обрабатывать исключения в стиле Java и Python.
- Позволяет переопределять операторы, которые на самом деле являются методами.
- Полностью объектно-ориентированный язык программирования. Все данные в Ruby являются объектами в понимании Smalltalk. Например, число «1» — это экземпляр класса
Integer
. Единственное исключение — управляющие конструкции, которые в Ruby, в отличие от Smalltalk, не являются объектами. Также поддерживается добавление методов в класс и даже в конкретный экземпляр во время выполнения программы. - Не поддерживает множественное наследование, но вместо него может использоваться концепция «примесей», основанная в данном языке на механизме модулей.
- Содержит автоматический сборщик мусора. Он работает для всех объектов Ruby, в том числе для внешних библиотек.
- Создавать расширения для Ruby на Си очень просто частично из-за сборщика мусора, частично из-за несложного и удобного API.
- Поддерживает замыкания с полной привязкой к переменным.
- Поддерживает блоки кода (код заключается в
{
…}
илиdo
…end
). Блоки могут использоваться в методах или преобразовываться в замыкания. - Целые переменные в Ruby автоматически конвертируются между типами
Fixnum
(32-разрядные) иBignum
(больше 32 разрядов) в зависимости от их значения, что позволяет производить целочисленные математические расчёты со сколь угодно большой точностью. - Не требует предварительного объявления переменных, но для интерпретатора желательно, чтобы переменным присваивалось пустое значение nil (тогда интерпретатор знает, что идентификатор обозначает переменную, а не имя метода).
- В Ruby непосредственно в языке реализованы многие шаблоны проектирования, так, например, «одиночка» (singleton) может быть (хотя и не обязан) реализован добавлением необходимых методов к одному конкретному объекту (см. ниже).
- Может динамически загружать расширения, если это позволяет операционная система.
- Имеет независимую от ОС поддержку невытесняющей многопоточности.
- Перенесён на множество платформ. Он разрабатывался на Linux, но работает на многих версиях Unix, DOS, Microsoft Windows (в частности, Win32), Mac OS, BeOS, OS/2 и т. д.