Multibus

Multibus — стандарт компьютерной шины, используемый в промышленных системах , УСО, ПЛК и системах сбора данных. Он был разработан компанией Intel Corporation и, впоследствии, принят в качестве ряда стандартов IEEE, начиная с IEEE 796.

Multibus – шина открытого стандарта, разработанная в 1970-х годах для компьютерных систем. Эта шина предназначена для обмена данных и сигналов между различными устройствами в компьютере, такими как ЦПУ, память, периферийные устройства и т. д.
Multibus является шиной параллельного типа, что означает, что данные передаются одновременно по нескольким проводам. Шина имеет 56 контактов, обеспечивая передачу данных на 8 бит одновременно. Скорость передачи достигает 4 мегабит в секунду.
Основное преимущество Multibus заключается в его открытом стандарте, который позволял разным производителям разрабатывать совместимое оборудование для работы с этой шиной. Это способствовало созданию гибких и масштабируемых компьютерных систем.
Однако, Multibus постепенно стал устаревать с развитием других шин, таких как ISA (Industry Standard Architecture) и PCI (Peripheral Component Interconnect). Поэтому в настоящее время эта шина используется редко и чаще всего в старых компьютерных системах. Забавно, что в СССР производили школьные компьютеры, оснащенные подобной шиной – шиной И41, в частности ПЭВМ “Искра-1030” и “турбо-86”.

Multibus длительное время пользовался широкой поддержкой индустрии в связи с тем, что он был достаточно надёжен и хорошо документирован. Относительно большой форм-фактор плат позволял создавать достаточно сложные устройства, базирующиеся на этой шине. По состоянию на 1982 год совместимые с Multibus устройства выпускали свыше 100 производителей.

После длительного периода развития компанией Intel линейки продуктов Multibus I и II были выкуплены компанией RadiSys Corporation, которая, в свою очередь, в 2002 году была поглощена U.S. Technologies, Inc.

Спецификация Multibus с самого начала определяла несколько различных по функционалу шин:

  • Multibus System Bus — принята в качестве стандарта IEEE 796
  • iSBX (шина расширения ввода/вывода) — принята в качестве стандарта IEEE P959
  • iLBX Local Bus Extension (Execution Bus)
  • Multichannel I/O Bus

Таким образом подход Mutlibus был, изначально, противоположен принятому при проектировании магистрально-модульных шин — вместо единого стандарта обмена для всех типов компьютерных устройств, был принят набор гармонизированных стандартов, предназначенных для функционально различных классов задач. Само название шины было образовано в связи с этим подходом.

Первая версия стандарта была представлена компанией Intel в 1974 году. В стандарте не было предусмотрено полного описания крейта, но заданы механические характеристики разъёмов и плат, в одном из двух предложенных вариантов, совместимых с габаритными требованиями стандарта Евромеханика. Для карт не предусмотрено передних заглушек или панелей, они используют плоские разъёмы, аналогичные применённым позднее в шине ISA. Эта версия стандарта является устаревшей, хотя компании, такие как Northwest Technical до сих пор поставляют «End of Life» оборудование для использования в системах с этой шиной.

Интерфейс Multibus I был использован в качестве основы стандартов IEEE-796 и ISO/IEC BUSI. Ниже приведены официальные названия документов, определивших версию стандарта ISO/IEC:

  • IEC 796-1:1990 Microprocessor system bus—8-bit and 16-bit data (Multibus I) — Part 1: Functional description with electrical and timing specifications
  • IEC 796-2:1990 Microprocessor system bus—8-bit and 16-bit data (Multibus I) — Part 2: Mechanical and pin descriptions for the system bus configuration, with edge connectors (direct)
  • IEC 796-3:1990 Microprocessor system BUS I, 8-bit and 16-bit data (Multibus I) — Part 3: Mechanical and pin descriptions for the Eurocard configuration with pin and socket (indirect) connectors

По сравнению с оригинальной версией Multibus, число линий адреса увеличено до 24 и оговорены функции второго разъёма.

Обсуждение закрыто.