ERP (англ. enterprise resource planning, планирование ресурсов предприятия) — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности. ERP-система — конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP. В теории подобная программа становится своеобразной стратегией предприятия, внутри которой будет учитываться управление определенными направлениями:
- финансами — ведется налоговый и бухгалтерский учет, планируется бюджет;
- трудовыми кадрами;
- активами;
- взаимодействиями с партнерами, ведением подробной истории операций с клиентами.
ERP системы становятся особенно эффективными при их связи с бухгалтерским ПО и АСУП/MRP II/MRP/АСУТП/CRM системами, а также интернет магазином.
Внедрение ERP-системы считается фактически необходимым условием для публичной компании и, начиная с конца 1990-х годов, ERP-системы, изначально внедрявшиеся только промышленными предприятиями, эксплуатируются большинством крупных организаций вне зависимости от отрасли, страны, формы собственности, отрасли.
В качестве характеристической особенности ERP-стратегии отмечается принципиальный подход к использованию единой транзакционной системы для подавляющего большинства операций и бизнес-процессов организации, вне зависимости от функциональной и территориальной разобщённости мест их возникновения и прохождения, обязательность сведе́ния всех операций в единую базу для последующей обработки и получения в реальном времени сбалансированных планов.
Тиражируемость, то есть возможность применить один и тот же программный пакет для разных организаций (возможно, с разными настройками и расширениями), фигурирует как одно из обязательных условий ERP-системы. Одной из причин повсеместного использования тиражируемых ERP-систем вместо разработки на заказ указывается возможность внедрения лучших практик посредством реинжиниринга бизнес-процессов согласно решениям, применённым в ERP-системе. Однако, встречаются и упоминания интегрированных систем, разработанных для отдельной организации на заказ как ERP-систем.
Необходимость всеобъемлющего применения ERP-системы в территориально-распределённых организациях требует поддержки в единой системе множества валют и языков. Более того, необходимость поддерживать несколько организационных единиц (несколько юридических лиц, несколько предприятий), несколько различных планов счетов, учётных политик, различных схем налогообложения в едином экземпляре системы оказывается необходимым условием для применения в холдингах, транснациональных корпорациях.
Применимость в различных отраслях накладывает на ERP-системы, с одной стороны, требования к универсальности, с другой стороны — поддержку расширяемости отраслевой спецификой. Основные крупные системы включают готовые специализированные модули и расширения для различных отраслей (широко известны специализированные решения в рамках ERP-систем для машиностроительных и обрабатывающих производств, предприятий добывающей промышленности, розничной торговли, дистрибуции, банков, финансовых организаций и страховых компаний, предприятий электросвязи, энергетики, организаций сектора государственного управления, сферы образования, медицины и других отраслей).
Важность ERP-решений для бизнеса иллюстрируют растущие темпы их внедрения. По утверждению G2, «согласно прогнозам, объем глобального рынка ERP-решений к 2026 году достигнет $78,4 млрд; среднегодовой темп роста с 2019 по 2026 год составит 10,2%».
ERP-системы включают в себя множество различных модулей. Каждый модуль поддерживает определенные бизнес-процессы, такие как финансы, закупки или производство, и предоставляет сотрудникам соответствующего подразделения транзакции и аналитическую информацию, необходимые для выполнения их задач. Каждый модуль подключен к ERP-системе, выступающей единым источником достоверных и точных данных, совместно используемых всеми подразделениями.
- позволяет повысить обзорность и устойчивость цепочки поставок.
- Обслуживание.В ERP-системах модуль управления обслуживанием помогает компаниям предоставлять надежные и персонализированные услуги, на которые рассчитывают клиенты. Этот модуль может включать инструменты для внутренней службы ремонта, запасные части, функции управления выездным сервисным обслуживанием и потоками доходов от оказания услуг. Он также предоставляет аналитические данные, которые помогают сервисным и техническим специалистам быстро решать проблемы клиентов и укреплять их лояльность.
- Исследования и разработки. Многофункциональные ERP-системы включают в себя модуль исследований и разработок. Этот модуль содержит инструменты для проектирования и разработки продуктов, управления жизненным циклом продукта (PLM), обеспечения соответствия продукции требованиям и так далее, позволяя компаниям быстро и экономически эффективно внедрять инновации.
- Управление активами предприятия. Надежные ERP-системы могут включать модуль EAM, который помогает ресурсоемким предприятиям свести к минимуму продолжительность простоев и поддерживать максимальную эффективность работы машин и оборудования. Этот модуль содержит, в частности, функции для диагностического обслуживания, календарного планирования, эксплуатации и планирования активов, а также соблюдения техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.