Web 2.0 – это второе поколение интернета, характеризующееся созданием веб-сайтов и приложений, которые позволяют пользователям активно взаимодействовать друг с другом через интернет. Веб-сайты Web 2.0 отличаются от статических сайтов, предоставляющих только информацию, тем, что они обеспечивают возможность комментирования, обмена контентом, создания сообществ и совместного редактирования. Такие сайты также интегрируют социальные сети, мультимедийный контент и другие интерактивные элементы.
Технологической основой для использования Web 2.0 послужила концепция хранения всех данных интернет сайтов в SQL совместимой базе данных со стороны сервера и активное использование JavaScript с стороны клиента. Эту концепцию успешно дополнили такие разработки, как XForms, Ajax и XML. Динамическое создание интернет контента привело к понижению эффективности таких кэширующих прокси серверов, как squid, и потребовало значительного увеличения полосы пропускания интернет соединения до клиентов, что поспособствовало повсеместному внедрению сетевых технологий Gpon, DSL, 4g, 5g, Docsis и концепции “ethernet до клиента”.
По сути, термин «Web 2.0» обозначает проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, вики-проекты, социальные сети и т. д.
Появление названия Веб 2.0 принято связывать со статьей «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№ 37 (609) и 38 (610) от 14 и 19 октября 2005 года соответственно) и затем выложенной под заголовком «Что за…» веб-сайтом «Компьютерра online».
В этой статье Тим О’Рейлли увязал появление большого числа сайтов, объединённых некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Web 2.0, в противовес «старому» Web 1.0.
Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Веб 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления. Первым, кто употребил словосочетание Web 2.0, стало издательство O’Reilly Media, специализирующееся на информационных технологиях. Произошло это в 2004 году. Немного позже глава издательства Тимоти О’Рейлли сформулировал часть принципов Web 2.0. За прошедшее время сфера Web 2.0 расширилась, вытесняя традиционные Web-сервисы, получившие название Web 1.0.
Web 2.0 не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов.
Понятие Веб 2.0 также отразилось и в дизайне интернет сайтов. Предпочтительными стали округлость, имитация выпуклых поверхностей, имитация отражений на манер глянцевого пластика современных hi-end устройств (к примеру, плееры). В целом, восприятие внешнего вида на глаз кажется более приятным. Графика таких сайтов занимает больший объём, нежели при использовании аскетичного дизайна. Отчасти эта тенденция связана с совпавшим по времени выходом новых версий операционных систем, использующих вышеупомянутые идеи. Наряду с графикой, в Веб 2.0 появилась тенденция значительно увеличивать размеры шрифтов по значимости содержания, особенно для заголовков, чтобы чётче выразить их на фоне пёстрого графического оформления, так же предоставляя текстовому наполнению больше пространства.
Однако однообразие таких сайтов явно, и в последнее время графический облик классического дизайна веб 2.0 считается устаревшим и не креативным. Особенно это отражается в современной тенденции создания информативных сайтов, где главную роль играет простота, изящество, графичность и юзабилити.
Следует отметить, что концепции Web 1.0, Web 2.0 и Web3 прекрасно уживаются в одной и той же сети Интернет, дополняя и расширяя возможности друг друга.