VRML

VRML (англ. Virtual Reality Modeling Language — язык моделирования виртуальной реальности) – стандартизированный формат файлов для демонстрации трёхмерной интерактивной векторной графики, чаще всего используется в WWW.

Понятие VRML было введено Дэйвом Раджеттом в документе, представленном на Первой Международной Конференции по Всемирной Паутине (1994 год), и впервые обсуждалось на WWW94 VRML BOF, учреждённой Тимом Бернерсом-Ли где Марк Песке представил демо-программу Labirinth («Лабиринт»), разработанную им совместно с Тони Паризи и Питером Кеннардом .

VRML достиг вершины популярности после выхода VRML 2.0 в 1997 году, когда он стал использоваться на некоторых персональных страницах и сайтах, в основном для 3D-чатов. Формат поддерживался SGI Cosmo Software (основной костяк программистов этого подразделения находился в Москве и сейчас это компания Parallel Graphics). Когда в 1998 году SGI была реструктурирована это подразделение было продано Platinum Technologies, которое было затем куплено Computer Associates. Последняя не стала развивать и распространять программы для VRML. Пустота была заполнена различными недолговечными коммерческими Web 3D форматами, появившимися за последние несколько лет, включая Adobe Atmosphere и Shockwave 3D, ни один из этих форматов не поддерживается сегодня. Возможности VRML оставались прежними, тогда как возможности трёхмерной компьютерной графики, работающей в реальном времени росли. VRML Consortium сменил своё название на Web3D Consortium и начал работать над потомком VRML — X3D.

Хотя VRML ещё продолжает использоваться в некоторых областях, особенно в образовательной и исследовательской сфере, где наиболее ценятся открытые спецификации, можно сказать, что он вытеснен форматом X3D. MPEG-4 Interactive Profile (ISO/IEC 14496) был основан на VRML (теперь на X3D) и X3D, по большей части, обратно совместим с ним. VRML также продолжает использоваться в качестве файлового формата для обмена 3D-моделями, особенно в САПР.

VRML — это текстовый формат файлов, где, к примеру, вершины и грани многогранников могут указываться вместе с цветом поверхности, текстурами, блеском, прозрачностью и так далее. URL могут быть связаны с графическими компонентами, таким образом, что веб-браузер может получать веб-страницу или новый VRML-файл из сети Интернет тогда, когда пользователь щёлкает по какому-либо графическому компоненту. Движение, звуки, освещение и другие аспекты виртуального мира могут появляться как реакция на действия пользователя или же на другие внешние события, например таймеры. Особый компонент Script Node позволяет добавлять программный код (например, Java или JavaScript ) к VRML-файлу. Для передачи VRML файлов используются стандартные, давно себя зарекомендовавшие, протоколы HTTP и HTTPS.

VRML-файлы обычно называются мирами и имеют расширение .wrl . Хотя VRML-миры и используют текстовый формат, они часто могут быть сжаты с применением алгоритма компрессии gzip для того, чтобы их можно было передавать по сети за меньшее время. Большинство программ САПР и трёхмерного моделирования могут сохранять объекты и сцены в формате VRML.

Язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) используется для создания интерактивных виртуальных миров, которые могут быть просмотрены в браузере с поддержкой VRML. Вот некоторые области применения этого языка:
1. Виртуальные музеи и галереи: создание интерактивных выставок и экспозиций, которые могут быть исследованы и изучены онлайн.
2. Образование: разработка интерактивных учебных материалов и образовательных приложений для обучения студентов.
3. Игровая индустрия: создание виртуальных миров, персонажей и игровых платформ с помощью VRML.
4. Архитектура и дизайн: визуализация архитектурных проектов, моделирование интерьеров и экстерьеров зданий.
5. Медицина и наука: визуализация медицинских данных, моделирование органов и систем организма, симуляция медицинских процедур.
6. Реклама и маркетинг: создание интерактивных рекламных кампаний, виртуальных туров по объектам недвижимости или достопримечательностям.
7. Туризм: разработка виртуальных туров по городам, музеям, памятникам и другим туристическим объектам.
8. Развлечения и события: организация виртуальных мероприятий, концертов, выставок и фестивалей.

Текущая и функционально завершенная версия — VRML97 (ISO/IEC 14772-1:1997). Сейчас VRML постепенно вытесняется форматом X3D (ISO/IEC 19775-1).

Обсуждение закрыто.