ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) является глобальной системой позиционирования и навигации, разработанной и эксплуатируемой Российской Федерацией. Она состоит из сети спутников, земных станций и приемников, которые позволяют определять местоположение, скорость и время с высокой точностью и надёжностью. ГЛОНАСС является функциональным аналогом американской системы GPS (Global Positioning System) и используется в различных областях, включая авиацию, навигацию кораблей, автомобильные навигаторы, мобильные приложения и другое.
Система ГЛОНАСС, имевшая изначально военное назначение, была запущена одновременно с системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в 1982 году для оперативного навигационно-временного обеспечения практически неограниченного числа пользователей наземного, морского, воздушного и космического базирования.
Основой системы являются 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трёх орбитальных плоскостях с наклоном орбитальных плоскостей 64,8° и высотой орбит 19 100 км. Основное отличие от системы GPS в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им бо́льшую стабильность. Таким образом, группировка космических аппаратов (КА) ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока своего активного существования.
Развитием ГЛОНАСС занимаются «Роскосмос», АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва» и АО «Российские космические системы». Для обеспечения коммерциализации и массового внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом постановлением Правительства РФ в 2009 году был создан «Федеральный сетевой оператор в сфере навигационной деятельности», функции которого были возложены на ПАО «Навигационно-информационные системы». С 2012 года эти функции были переданы некоммерческому партнёрству «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».
Первый потребительский спутниковый навигатор, рассчитанный на совместное использование ГЛОНАСС и GPS, поступил в продажу 27 декабря 2007 года — это был спутниковый навигатор Glospace. В России навигационную аппаратуру выпускают более 10 предприятий.
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» НПО Прогресс разработало и выпустило аппаратуру спутниковой навигации ГАЛС-М1, которой уже сегодня могут быть оснащены многие виды военной и специальной техники Вооружённых сил Российской Федерации.
Первый абонентский телематический терминал (специализированное бортовое устройство мониторинга транспорта) с двухсистемным приемником ГЛОНАСС/GPS гражданского применения для установки на коммерческий транспорт разработан в дизайн-центре компании «М2М телематика». Телематический терминал M2M-Cyber GLX широко применялся в навигационно-информационных системах для установки на транспортные средства различного назначения — грузовой и пассажирский транспорт, строительная и сельскохозяйственная техника, техника ЖКХ и мн. др.
2008 год можно считать началом массового использования российской системы ГЛОНАСС для гражданского применения. Сейчас на рынке навигационно-информационных услуг на основе технологии ГЛОНАСС работают несколько компаний, которые, в том числе, предоставляют комплекс коммерческих услуг на базе государственной системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Например, бортовое устройство Гранит-навигатор-6.18 ЭРА (производитель СпейсТим) сертифицирован для работы на 20 типах транспортных средств и применяется для комплекса телематических услуг на базе ГЛОНАСС: спутниковый мониторинг транспорта, контроль топлива, удаленная диагностика, страховая телематика и др.
В мае 2011 года в розничную продажу поступили первые массово производимые ГЛОНАСС/GPS-навигаторы компаний Explay и Lexand. Они были собраны на чипсете MSB2301 тайваньской компании Mstar Semiconductor.27 сентября 2011 года вышло постановление правительства Российской Федерации об обязательном оснащении пассажирских транспортных средств модулями ГЛОНАСС/GPS.
ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) и протокол NMEA (National Marine Electronics Association) взаимодействуют для передачи информации о местоположении и других параметрах GPS-устройств.
Протокол NMEA используется для форматирования и передачи информации о местоположении, времени, скорости и других данных, полученных от GPS-приемников. Он определяет стандартные команды и форматы сообщений, которые обеспечивают совместимость и возможность обмена данными между различными GPS-устройствами и компьютерами.
ГЛОНАСС, по сути, является альтернативной системой GPS и предоставляет аналогичные функции навигации и позиционирования. Он состоит из сети спутников, которые передают сигналы GPS-приемникам на земле. GPS-приемник принимает сигналы от спутников ГЛОНАСС и расшифровывает их для определения местоположения и других параметров.
Взаимодействие между ГЛОНАСС и протоколом NMEA происходит следующим образом: GPS-приемник, оборудованный поддержкой ГЛОНАСС, получает сигналы от спутников ГЛОНАСС и затем передает информацию о местоположении и других параметрах в формате NMEA с помощью стандартных команд и сообщений протокола NMEA. Эта информация может быть использована для отображения местоположения на карте или для других целей в GPS-устройстве или компьютере.
Таким образом, взаимодействие ГЛОНАСС и протоколов NMEA-2000 / NMEA-0183 обеспечивает передачу информации о местоположении и других параметрах GPS-устройствами, которые поддерживают данные технологии.